Специально для обучения на дистанционном курсе, под чутким руководством опытных наставников: Ольги Урсовой и Оксаны Петровой.

вторник, 28 октября 2014 г.

Размышляем о проектах или "Шесть П детского творчества"

Кто то говорил, что проектная деятельность в начальной школе невозможна... Однако, обратимся к истории советской педагогики и психологии. Сегодня, так как у нас "материализовался ФГОС", то теперь все знают, что ещё в начале 30-х годов XX века замечательный русский психолог Л.С. Выготский в своей книге "Воображение и творчество в детском возрасте" - обосновал возможность и доказал целесообразность осуществления обучения, непосредственно ориентированного на развитие, где знания, умения и навыки рассматривают не как самоцель, а как средство развития ребёнка, которое является непосредственной важнейшей целью обучения. А в начале 60-х годов прошлого века Д.Б. Эльконин, анализируя учебную деятельность школьников, пришёл к выводу, что её сущность заключается в самоизменении индивидом самого себя как субъекта учения, в превращении его из ученика в учащегося, т.е. в себя учащего...

Стоит отметить, что свой развёрнутый вид, в результате исследований Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова,  эта концепция приобрела уже в начале восьмидесятых годов прошлого века...
Из всего выше сказанного приходим к выводу о том, что проектная деятельность в начальный школе не только возможна, но и необходима для развитие творческих способностей ребёнка, и его детского счастья! Однако, мы считаем, что проектная деятельность в начальной школе будет эффективной, только при соблюдении выявленных нами психолого - педагогических условий, таких как: 1. Ребята активны и роль учителя непосредственно в процессе выполнения проекта вторична. Учитель помощник, а не наставник. 2. При выполнении проекта ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий. 3. В ходе осуществления проекта - Дети учат детей. Дети принимают самостоятельные решения. 4. Проектные занятия проходят в специально подготовленной среде. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
Таким образом, правильно организованная проектная деятельность в начальной школе, способствует - Полноценному саморазвитию ребёнка и, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них. Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
А для того, чтобы осуществлять проектную деятельность с детьми эффективно, на практике. Обратимся к презентации наших наставников - "Представление опыта реализации проекта"


Действительно, из презентации о том, как рассказать о "6П" проекта следует, что - "совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, является значимой для участников проекта".

Например, посмотрим проект "Непростая история простого карандаша", то в проекте присутствуют: Проблема, которая интересна детям. Планирование, поиск информации и действительно, дети получили конечный продукт, а портфолио проекта более, чем убедительно. Стоит отметить, что Джон Дьюи был бы доволен, а мы ведь к этому стремимся или нам надо, что другое? Мы пока не знаем... Дело в том, что мы немного знакомы с проектной деятельностью которая существовала в советской школе 50-х годов прошлого века так вот, "Юные мичуринцы" выводили новые сорта сельскохозяйственных культур. Например, скрещивали томат и картофель. А "Юные физики" проектировали гидроэлектростанцию на соседнем ручье и т.д. У них была ЦЕЛЬ причём, которая достигалась в игровой форме. Вспомните, - "Дом пионеров" и разнообразные кружки там. Однако, это тема другой публикации... Тем не менее, когда наставник,  Ольга Урсова, организовывала мастер - класс "Мультстудия в детском саду", то цель была "от пластилина до мультфильма" и вот, что получилось.


Что мы этим хотим сказать, а то, что проект выполнялся не ради проекта и "6П", а для Полноценного саморазвития ребёнка и, как следствие свободы в его действиях, мышлении и чувствах... Однако, соблюдение правил - "6П" позволяет организаторам проекта эффектно презентовать его и добиваться признания в сетевых сообществах. 
Сегодня, мы думаем, что надо хорошо изучить и знать интересы ребёнка, его наклонности... и умело вовлекать его в проектную деятельность. А ведь интересы у детей разные? Например, Наум Зильберберг, который занимается этой проблемой, предлагает детям проект - "Удачные числа". Стоит отметить, что  Н.И. Зильберберг, достаточно часто, рекомендует проекты:  для тех, кто интересуется математикой; для тех, кто интересуется компьютерами или для тех, кто интересуется биологией и т.д.
В итоговом задании модуля 2, нам предлагают: Продумать краткосрочный (не более 4 занятий) проект по выбранной теме и кратко (на уровне идей) описать его. Так вот, поскольку с проектом о - "Птице года России - 2014" , а это Чёрный стриж, мы уже опоздали, то предлагаем детям пофантазировать и пока, Союз охраны птиц России не избрал - "Птицу года России - 2015", то предложить свою птицу и самое главное ПОЧЕМУ? Доказать (вот и будет проект). А вдруг угадаем? Идея проекта не новая однако, как мы думаем плодотворная... и "Шесть П детского творчества" здесь очень эффектно реализуются, а как - давайте подумаем, ВМЕСТЕ... Например, вот был  проект про  Варакушку (птица года - 2012) и вот, продукт...
Однако, нам пора... Продолжение следует...



Комментариев нет :

Отправить комментарий